Педагог - психолог Суворкова Лилия Борисовна.

Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Для веселия планета наша мало оборудована.

Надо вырвать радость у грядущих дней.

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней.
Развитие современного общества насыщено множеством проблем. Особенно трудно с ними справиться молодежи. Не обладая достаточным жизненным опытом и умением справляться с возникшими трудностями, молодое поколение, желая избавиться от этих проблем, выбирает путь добровольного ухода из жизни. По количеству самоубийств Россия занимает в мире 2 место. По количеству самоубийств среди детей и подростков – 1 место. Ежегодно более 1,5 тыс. самоубийств совершаются несовершеннолетними. На 100 тысяч детского населения приходится 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота самоубийств 10-14-летних детей колеблется в пределах от 3 до 4 случаев на 100 тысяч, а среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. Проведенный анализ показывает, что в основном это дети 15-17 лет из благополучных семей. Для детей характерны повышенная впечатлительность и внушаемость, способность ярко чувствовать и переживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, импульсивность в принятии решений. Нередки случаи, когда самоубийство детей вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других. При переходе к подростковому возрасту возникает повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке окружающего и свое личности. Эмоциональная нестабильность, часто ведущая к суициду, наблюдается у четверти здоровых подростков.
Основные мотивы суицидального поведения детей и подростков: 1.Переживание обиды,одиночества, отчужденности и непонимания.
2. Действительная или мнимая утрата любви родителей.
3. Переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи.
4. Чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия.
5. Боязнь позора, насмешек или унижения.
6. Страх наказания.
7. Любовные неудачи, беременность.
8. Чувство мести, злобы, протеста.
9. Желание привлечь к себе внимание.
10. Чувство безнадежности.
11. Множественные проблемы, все глобальные и неразрешимые.
12. Желание наказать обидчика.
13. Депрессивные состояния. ( Выражается в потере энергии, нарушении сна, изменении аппетита, страхе неудачи, замкнутости, отгороженности от сверстников, чувстве неполноценности, чрезмерной самокритичности).
 Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти неотчетливо. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, а также средством наказать обидчика.
Основные причины суицидального поведения детей и подростков: 1. Нарушение детско-родительских отношений.
2. Конфликты с друзьями или педагогами.(как последняя капля, толкнувшая к суициду, но основная причина №1)
3. Прессинг успеха.( страх не оправдать надежды взрослых, собственные слишком высокие притязания на успех).
4. Отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.( самоубийца вызывает сочувствие, а не презрение)
5. Самоубийство фанатов после смерти кумира. (имеют часто массовый характер)
Если человек задумал самоубийство, то обычно об этом можно догадаться по ряду признаков:
 1. Словесные признаки: - прямо говорить о смерти( я не могу так дальше жить); - косвенно намекать о свих намерениях (я больше не буду для вас проблемой); - много шутить на тему самоубийства; -проявлять нездоровую заинтересованность вопросами о смерти.
2. Поведенческие признаки: - раздавать другим вещи, имеющие большую личностную значимость; - Окончательно приводить в порядок дела; - мириться с давними врагами; - демонстрировать радикальные перемены в поведении (еда,сон, внешний вид, привычки); - замкнуться от семьи и друзей; - быть чрезмерно деятельным или наоборот безразличным к окружающему миру; - проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
3. Ситуационные признаки: Человек может решиться на самоубийство, если: - социально изолирован; -живет в нестабильном окружении; - ощущает себя жертвой насилия – физического.сексуального или эмоционального; - предпринимал раньше попытки суицида; - перенес тяжелую потерю – смерть кого-то из близких, развод родителей; - слишком критически настроен по отношению к себе.
 Виды суицида: 1. Истинный. 2. Демонстративный суицид (попугать). 3. Скрытый суицид (суицидально обусловленное поведение – занятия экстремальным спортом, рисковая езда на автомобиле, алкогольная или наркотическая зависимость).
Рекомендации для взрослых по конструктивному поведению с подростком: 1. Будьте внимательны к симптомам депрессии и стресса у подростка.
2. Не считайте. Что человек не способен решиться на самоубийство.
 3. Установите заботливые отношения. (не морализируйте, предложите подростку поговорить)
4. Будьте внимательным слушателем (больше должен говорить подросток).
5. Не предлагайте неоправданных утешений (у многих такие проблемы).
6. Предложите конструктивные подходы (найти, что позитивно значимо для человека, и способы решения проблемы).
7. Установите заботливые отношения как на вербальном , так и не вербальном уровне).
8. Не спорьте с собеседником.
9. Вселяйте надежду (смысл жизни не исчезает, даже если твое состояние приносит нетерпимую боль).
10. Оцените степень риска самоубийства.
11. Не оставляйте человека одного.
12. Обратитесь за помощью к специалистам (психологам. Священникам. Психиатрам).
Суицид – геройство или слабость, или в нервном потрясенье срыв?
 Есть, скажите у кого-то храбрость вскрыть его причинности нарыв?
 Можно долго рассуждать о многом, осуждать, оправдывать корить,
 Но не высказать высоким слогом, что порвало тоненькую нить?
 
Советы психолога
Особенности подросткового возраста 

Подростковый возраст - трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка. В самосознании происходят изменения: появляется ощущение себя взрослыми. 
Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля взрослых и часто идет на конфликт с ними. 
Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: 
Подростки пытаются выделиться и заслужить уважение сверстников, бравируя недостаткам. 
Задача взрослых, наша задача - помочь детям преодолеть кризисный период в своем развитии. 
Подростку необходим взрослый, чтобы научиться быть взрослым. 
Именно в этот период подросток овладевает конструктивными способами взаимодействия со взрослыми. 
Если родители ребенка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, - подросток становится тревожным, озлобленным – он не знает что делать! 
Важный момент в становлении ребенка данного возраста - развитие ответственности за действия и поступки, эта осознанность начинается в семье. 
Основой является четкое распределение обязанностей, которое решается на семейном совете. Назначьте санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование – единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляций. 
Нельзя воспитание данного вопроса перекладывать на плечи бабушек и других близких родственников. 
Плохое поведение – это первый признак того, что потребность в «принятии и уважении», «самовыражении» не удовлетворяется. 
Слабая успеваемость – это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения. 
С чего начать? 
Для начала задайте вопрос: кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше), поделитесь воспоминаниями о своем подростковом кумире, возможно, тогда найдется способ, как найти свое «Я» и достичь успеха. 
Самооценка – оценка подростком своих возможностей – коммуникативных, интеллектуальных, личностных. Она выступает важнейшим регулятором поведения. Положительная самооценка обеспечивает человеку уверенность в своих силах. Отрицательная, наоборот, приводит к неприятию себя, закреплению комплекса вины, толкает в асоциальные компании, формирует зависимость от стимуляторов и сильных личностей.

Рассмотрим основные законы, на которых строится поведение наших детей: 
1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах. 
2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели – чувствовать себя востребованным в семье, а также: 
- ощущать свою состоятельность в учебной сфере; 
- строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками – коммуникативная самостоятельность. 
- вносить свой вклад в жизнь семьи и класса - реализация творческого потенциала. 
3. Нарушение дисциплины (нормы) подростком - следствие нереализованных потребностей (состоятельности). 
Поведение подростка зачастую построено на способах привлечения внимания (ну посмотри же, какой я!): 
- активная форма – дразнит, смеется по поводу и без повода импульсивная реакция происходит, как только его заметили. 
- пассивная форма – делает все медленно (в час по чайной ложке).

Причины такого поведения: 
1. Взрослые больше уделяют внимание «сердитому поведению» 
2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это «психологический голод». 
3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе. 
4. «Сверхлюбовь – кумир семьи», отсюда безграничное желание получить максимальное внимание.
 
ДЕТИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

 
Принципы общения с агрессивными детьми
· Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
· Дайте возможность ребенку выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты, например, разрешите ему поколотить подушку.
· Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести».
· Пусть Ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
 
Стиль поведения с замкнутыми детьми 
· Расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми.
· Подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком.
· Стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека.
· Если Вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который поможет решить эту проблему.
 
Стиль поведения с застенчивыми детьми 
· Расширяйте круг знакомств ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите спокойно относиться к новым местам.
· Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами, не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения, дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
· Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
· Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавая ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, про что эта интересная книга с замечательными картинками. Давай спросим библиотекаря и попросим дать нам ее посмотреть».
 
Стиль поведения с беспокойным ребенком 
· Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать. Четко определите, что можно и что нельзя.
· Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.
· Уделяйте достаточно внимания каждому ребенку, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас есть другие заботы, надо это понять и принять.
· Помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять свои требования. Лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.
 
Правила поведения с тревожными детьми
· Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
· Не сравнивайте ребенка с окружающими.
· Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
· Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите, но так, чтобы он знал, за что.
· Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
· Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
· Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
· Будьте последовательны в воспитании ребенка.
· Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
· Используйте наказание лишь в крайних случаях.
· Не унижайте ребенка во время наказания.
 
Профилактика тревожности 
· Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей (например, нельзя говорить ребенку: «Много ваши педагоги понимают! Бабушку лучше слушай!»)
· Будьте последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешили раньше.
· Учитывайте возможности детей, не требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается что-то, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку, а при достижении малейших успехов не забудьте похвалить.
· Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте таким, какой он есть.
· Если по каким либо объективным причинам ребенку трудно заниматься (учиться), выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
· Не отказывайте своему ребенку в любви и поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
 
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком 
· Заранее договаривайтесь с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
· Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймер, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
· Выработайте совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
· Выработайте и расположите в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
· Просите ребенка вслух проговаривать эти правила.
· Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хочет пожелать себе сам при выполнении задания. «Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
· Отвлеките ребенка от его деятельности в данный момент.
· Задайте неожиданный вопрос.
· Отреагируйте неожиданным для ребенка образом (пошутите, повторите действие ребенка).
· Не запрещайте действие ребенка в категоричной форме.
· Не приказывайте, а просите (но не заискивайте).
· Выслушайте то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
· Автоматически, одними и теми же словами повторятйте многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
· Сфотографируйте ребенка или подведите его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
· Оставьте в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
· Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
· Не читайте нотаций (ребенок все равно их не слышит.) Из опыта работы учителей с детьми, имеющими синдром дефицита внимания
· Работу с ребенком строится индивидуально, при этом основное внимание уделяется четкой организации деятельности и исключению отвлекающих факторов.
· По возможности игнорируются вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощряется его хорошее поведение.
· Во время занятий целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой в центре напротив доски.
· Ребенку предоставляется возможность быстрого обращения за помощью в случаях затруднения.
· Учебные занятия необходимо строить по четко распланированному, стереотипному распорядку.
· Предлагаемые занятия желательно писать на доске.
· На определенный отрезок времени дается только одно задание.
· Выполнение большого задания дозируется: задание предлагается в виде последовательных частей и периодически контролируется ход работы над каждой из частей, вносятся необходимые коррективы.
· Во время учебного дня необходимо предусмотреть возможность для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.
· Работа с детьми с дефицитом внимания должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и психологов.
 
Школа успешного ученика.
Секреты памяти.
Любой здоровый человек может развить свою память до такого состояния, что без особого труда будет запоминать нужный ему материал надолго и за более короткий промежуток времени. Только нужно очень захотеть этого
Начальный этап процесса памяти — запоминание, от его качества зависит результат, т.е. воспроизведение или узнавание запомненного. Успех запоминания зависит от того, насколько материал осмысливается человеком. Осмысленное запоминание основывается на понимании внутренних логических связей между частями запоминаемого. Осмысление материала достигается разными приемами, но основное — это выделение главных мыслей и группирование их в виде плана. Каждый пункт плана — это обобщение определенной части информации. Должна быть логическая последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество информации. Информация, содержащаяся в каждом пункте, должна быть необходимой для достижения ваших целей. Такое запоминание гораздо продуктивнее механического запоминания.
Запоминание связанного текста.  Для успешного запоминания связанного материала используются смысловые "узелки на память". Это ключевые слова, которые помогут воспроизвести смысл выбранного отрывка. Их можно выписать, за тем по ним постараться воспроизвести запомненный текст, затем сравнить его с первоисточником и выявить свои ошибки, не забыв сделать собственные комментарии. Затем, убрав выписанные ключевые слова, постараться вспомнить их и воспроизвести текст по памяти. Упражняясь таким способом, можно добиться непроизвольного запоминания текста.
Запоминание научной литературы. В случае с запоминанием научной литературы следует воспользоваться тем же методом, что и при запоминании связанного текста, но при этом, необходимо запомнить: наименование работы, ее автора, тему работы и ее основное содержание, научные факты, спорные моменты, новизну этой работы. Осмыслив изученную работу, следует подумать, как ее можно использовать в ваших личных интересах и особо выделить то что представляет для вас интерес. 
Законы памяти:
 
1. Человек запоминает треть услышанного, половину увиденного и все 100 % того, которое делает. 
2. То, чем очень интересуешься, запоминается без проблем. 
3. Нужно получить глубокое, точное, яркое впечатление о том, что необходимо запомнить. Как фотоаппарат не даст снимки в тумане, так и сознание человека не сохранит нечетких впечатлений. 
4. Когда к событию пристальное внимание бывает достаточно ее одноразового переживания. 
5. Нехватка надлежащего внимания во время восприятия информации не возместит даже увеличения числа ее повторений. 
6. Жидкие, странные, неординарные впечатления запоминаются лучше, чем привычные. 
7. Сосредоточенность плюс выборочность позволяет человеку настроить память на восприятие исключительно потенциально полезной информации. 
8. Позитивные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а негативные – препятствуют 
9. Если в момент запоминания настроение человека подавлено или возвышено, то воссоздание ее тогдашнего эмоционального состояния способствует припоминанию. 
10. Комплексные впечатления, то есть полученные с помощью большего числа органов чувств (не только на слух, но и с помощью зрения, прикосновения), помогают запомнить еще лучше.
 
Учись учиться.
Учить учиться – это целая наука. Не случайно сегодня в некоторых школах вводят специальный курс «Технология учебного труда». Простые советы, приведенные ниже помогут ребенку успешнее, а самое главное продуктивнее справиться с домашним заданием.
 1. Учите ребенка планировать свою рабочую неделю.
 2. Приучайте ребенка не откладывать уроки на последний день.
3. Никогда не начинать делать уроки с самых трудных (заучивание стихов или написание сочинения).
 4. Если школьник долго сидит за уроками, нужно искусственно ограничить время выполнения домашнего задания. Дело в том, что дольше одного часа ребенку трудно сохранять работоспособность, поэтому дальнейшее сидение за столом просто не имеет смысла. Медлительному школьнику лучше делать уроки в два-три подхода, а в промежутках заниматься другими полезными делами.
5. Приучите ребенка к определенным ритуалам при выполнении домашнего задания: наводим порядок на рабочем месте школьника; проверяем, все ли есть для выполнения домашнего задания, удобно ли расположены на рабочем месте письменные принадлежности и учебники, правильно ли освещен стол. классифицируем задания по принципам: простые и сложные, письменные и устные, любимые и нелюбимые; не нужно начинать с самого сложного задания, так как на трудное уходит много времени, что-то не удается, ребенок ощущает неуспех, у него пропадает желание работать дальше. Начать делать уроки стоит с самого любимого предмета – с того, что точно получится.
6. Учить стихи надо в том темпе, в котором собираешься их рассказывать.
 7. Препятствий в обучении можно выделить три: нарушение принципа постепенности; непонятное слово или символ, встретившееся в тексте или речи; отсутствие представления о предмете изучения. Если нарушается принцип постепенности, у ребенка не получается цельной картины изучаемого предмета. Упустив одно звено в цепочке рассуждений или не проделав практической работы, школьник теряет возможность продолжить полноценное обучение. Поэтому родители должны следить за тем, чтобы школьник поэтапно выполнял все задания. Непонятное слово - это самое серьезное и наиболее часто встречающееся препятствие, а устраняется оно очень просто – при помощи словаря. Выявив причину, действуем по следующему алгоритму: Находим выше по тексту то слово, которое ребенок не понимает (смысл которого не может передать своими словами). Открываем словарь, находим толкование слова. Включаем слово в разговорную речь (ребенок придумывает несколько предложений с этим словом). Перечитываем весь текст, и если интерес к тексту не спешит появляться, возвращаемся к первому пункту. Если после того, как ребенок прочитал словарь, слово не стало понятным, значит, речь идет об отсутствии представления о предмете изучения. Чтобы устранить это препятствие, необходимо сделать предмет изучения наглядным: показать картинку, вылепить его из пластилина.
 
 
 
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Поиск

    Суворкова Л. Б. 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz