Тренинг для педагогов детского сада
«Психологический комфорт в группе детского сада»
Цель:
1. Познакомить воспитателей с
составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в
группе.
2. Способствовать эффектному применению образовательных
и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное
взаимодействие с ребёнком.
Задачи:
Формирование у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект
воспитания сего потребностями и переживаниями, как на партнера по совместной
деятельности;
совершенствование системы знаний педагогов об эмоциональном развитии
дошкольников;
Расширение представлений об эмоциональных состояниях, формирование умения
различать и понимать их;
Обогащение словарного запаса педагогов, изучение терминов, обозначающих
различные эмоциональные состояния.
Основная часть.
Ход педсовета. Вводная часть начинается ритуалом
приветствия и разминкой.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем
педсовете. Мне очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию,
которую сможете использовать в своей работе и поделиться своим опытом.
1.
Упражнение «Разогревки - самооценки»
цель: снятие напряжение
усталости, создание атмосферы психологического и коммуникативного комфорта,
пробуждение интереса к коллегам по работе.
Участвуют все педагоги.
Задания:
·
если вы считаете, что ваше эмоциональное состояние помогает общению с
окружающими, похлопайте в ладоши;
·
если вы умеете слышать только хорошее, независимо от того, какие звуки
произносятся вокруг, улыбнитесь соседу;
·
если вы уверены, что у каждого человека свой индивидуальный стиль внешних
проявлений эмоций, дотроньтесь до кончика носа;
·
если в магазине вы отвергаете предложенную одежду, не примеряя только
потому, что вам не улыбнулся продавец, покачайте головой;
·
если вы полагаете, что при обучении эмоции не столь важны, закройте глаза;
·
если вы не можете удержаться от спора, когда люди не согласны с вами,
топните ногой;
·
если вы полагаете, что преобладающий знак ваших эмоций зависит только от
внешних стимулов, подмигните;
·
если вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, повернитесь
вокруг себя;
·
если вы можете удивить знакомых неординарным поступком, помашите рукой;
·
если вы входя в незнакомую комнату и знакомясь с кем – то, мгновенно
ощущаете неприязнь или расположение, прикройте рот рукой;
·
если вы считаете, что не всегда получаете то хорошее, что заслуживаете, подпрыгните;
·
если вы уверены, что переживаемые вами отрицательные эмоции имеют для вас
только нежелательные последствия, кивните головой;
·
если вы верите в то, что эмоции ваших воспитанников зависят от того
эмоциональны ли вы, потанцуйте.
Вопросы к педагогам:
- Что нового вы узнали о себе и о ваших коллегах, выполняя эти
задания?
2) Психологический настрой: «Все в твоих руках»
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А
сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу: Мудрец,
подумав, ответил: «Все в твоих руках»».
В наших руках возможность создать в детском саду такую атмосферу, в которой
дети будут чувствовать себя «как дома».
Тема нашего сегодняшнего педсовета «Создание психологического комфорта в группах
детского сада».
3.Вхождение в тему (метод «Ассоциации»).
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?
-Давайте придумаем слова к каждой букве данного слова:
К – красота
О – органичность
М – мама
Ф – фантазия
О – отдых
Р – радость
Т – тепло
- Что такое комфорт? Это – условия жизни, пребывания,
обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И.
Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых
ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
2.3. Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке
психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия
ребенка.
Познакомить педагогов с методиками и с результатами диагностики по оценке
психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия
ребенка. (Приложение 1) (Заранее проводится диагностика с
детьми «микроклимат в д. с.»)
Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический
комфорт в группе.
Познакомить воспитателей со стилями педагогического общения.
Авторитарный стиль; Либеральный (попустительский); Демократический стиль.
(Приложение 2), (Заранее с педагогами
провели тест педагогический стиль).
Наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения,
он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит
формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого
отношения к делу и формирования активной жизненной позиции.
Именно правильно выбранный стиль общения воспитателя с детьми поможет создать ребенку благоприятный
психологический комфорт в группе.
Анализ «Атмосфера в моей группе».
Педагогам предлагается
проанализировать групповую ситуацию с использованием следующей схемы.(Приложение
3)
Таким образом, ознакомившись с практическими разработками в области
изучения эмоциональных состояний дошкольников, вы понимаете, что создание
эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние на все сферы
психического развития. Полученные вами результаты представляют собой вместе с
тем и оценку вашей профессиональной деятельности, успешности ваших
образовательных и воспитательных действий.
Рефлексия «Все в твоих руках»
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая – то позиция,
по которой надо высказывать свое мнение.
·
«Большой» - для меня было важным и интересным…
·
«Указательный» - по этому вопросу я получила конкретную рекомендацию
·
«Средний » - мне было трудно (мне не понравилось)
·
«Безымянный» - моя оценка психологической атмосферы..
·
«Мизинец» - для меня было недостаточно..
заключительная часть.
Заключение
Данный педсовет – практикум проходил в рамках нашего детского сада, в
ходе которого были освещены теоретические и практические аспекты данной темы.
Педсовет состоял из нескольких
этапов, плавно переходящих из одного в другой. В начале педсовета было проведено упражнение на снятие
напряжения, усталости, создания атмосферы психологического и
коммуникативного комфорта, пробуждение интереса к коллегам по работе, был дан
психологический настрой. Педагоги получили информацию о психологическом комфорте
детей в детском саду, ознакомились с результатами диагностического обследования
детей в данном направлении.
В ходе практической части вниманию педагогов были предложены
психологические игры и упражнения, которые они могут использовать с
детьми в своей работе с целью создания в группе положительного эмоционального
фона, атмосферы доброжелательности и защищенности, снятия напряженности,
страхов, повышения самооценки у детей и т.д.. Было рассказано не только о
правилах проведения данных игр, но многие из них проиграли сами педагоги.
Взрослые на некоторое время представили себя детьми, а также смогли
почувствовать их психологическое состояние.
В конце мероприятия было предложено несколько наглядных пособий для
проведения психологических упражнений с детьми, был подведен итог (рефлексия) с педагогами в
нетрадиционной форме, т.е. на нарисованной ладошке участники педсовета
определяли на каждом пальце значимость того или иного этапа, проведенного
педсовета.
Подводя итоги, можно
отметить, что цель и основные задачи данного педсовета были достигнуты. Результаты данного
мероприятия не сводится только к формированию у участников системы знаний и
умений, большое значение имеет улучшение психологического состояния и получения
импульса к дальнейшему саморазвитию, что гарантирует принцип оказания
психологической помощи.
Таким образом, такая форма
работы с педагогами положительно сказывается на повышении педагогической и
психологической компетенции педагогов, стимулирует самопознание и
самообразование, способствуя повышению качества образования в целом.
|