Что же
нужно для здоровья?
Основные
причины заболеваний педагога
Большинство заболеваний педагога вызывается стрессом и психическим
перенапряжением. Главным болезнеобразующим фактором для педагога является
профессиональный эмоциональный стресс.
А вызван он может быть
неадекватной социальной и материальной оценкой труда,
отличающегося особой спецификой,
жестким режимом работы и необходимостью освоения большого
количества профессиональных знаний,
обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости
межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых
ситуаций.
Давайте задумаемся, разве только психологические причины разрушают
здоровье учителя? Один человек от какой-либо беды чуть ли не на части
рассыпается, а другой усмехнется и скажет: «Спасибо, что так, могло быть и
хуже, все-таки везучий я человек». И никакого нарушения сердечного ритма,
повышения артериального давления, разве что совсем немного.
Вспомним известную шутку: неудачник нюхает коньяк и говорит, что,
мол, клопами пахнет. Оптимист нюхает раздавленного клопа и говорит: «Коньяком
пахнет».
Для одного человека мир, несмотря ни на что, полон радости, для
другого — печали и огорчений. Один отдается эмоции радости, другой —
раздражению и унынию. Что держит одного человека на плаву, дает ему силу и
радость жизни? Мировоззрение! Оно— главная причина жизненной устойчивости!
Существуют две основные причины, разрушающие здоровье педагога:
мировоззренческая и психическая, причем вторая вытекает из первой.
Мировоззренческие
причины, разрушающие здоровье:
неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и
протеста;
неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих
возможностям человека;
неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать
удовлетворение от факта существования, от своей профессии, от любой работы... и
тем самым сохранить свое здоровье;
неосознание себя частицей великих исторических процессов,
непонимание того, что каждый из нас является своего рода творцом истории, и
своей, и планетарной, возможно, все мы и есть главная причина всего
происходящего на Земле;
неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в
нем;
незнание того, что каждый из нас очень нужен на своем месте.
Здоровье начинается с попыток осознания своего места в жизни.
Каждый человек, несмотря на возраст, должен когда-то ответить на четыре очень
важных для него вопроса:
Ради чего я живу? В чем смысл моей жизни?
Зачем я родился? Что я должен совершить?
Зачем мне быть здоровым?
Быть здоровым — это мой долг перед обществом или мое личное дело?
Психические причины, разрушающие здоровье:
неумение противостоять стрессам;
отсутствие навыка управления своими эмоциями, выражения своих
эмоций;
частое превышение своих психических возможностей;
неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать
установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
неспособность подсмеиваться над жизненными неудачами.
Следует иметь в виду, что свои эмоции подавлять нельзя!
Подавленная эмоция мстит и может стать началом психического заболевания. Эмоции
необходимо преобразовать, с ними нужно научиться работать.
Например, если направить эмоцию гнева на какое-нибудь свое
конкретное несовершенство, например, на забывчивость, трусость, несобранность и
т.п., можно получить замечательный результат.
Разные эмоции и разные чувства зачастую бесконтрольно хозяйничают
в нашей психике. Ни в коем случае они не должны проникать в сознание тайно!
Только одно осознание эмоций уже дает значительный контроль над собой, а,
кстати, и над своим здоровьем.
Стоит задуматься?
|